Мировая экономика

Высокие темпы экономического роста и увеличение богатства, зафиксированные в США в последние кварталы, создают предпосылки для продолжения экономического роста, обусловленного увеличением потребления. Однако в последние месяцы неопределённость, связанная с перспективами экономической политики, может в дальнейшем сдерживать частный спрос. В России сохраняется высокая экономическая активность, чему в значительной степени способствует сильный внутренний спрос, особенно в секторе услуг. В то же время в Китае наблюдается замедление экономической активности, обусловленное ослаблением внутреннего спроса, а в еврозоне экономический рост остаётся на низком уровне. В целом в мировой экономике сохраняются риски замедления темпов роста экономической активности.

Вокруг фундаментальных факторов экономики США сохраняется высокая неопределённость. Увеличилась неопределённость в отношении экономической политики, особенно торговой и фискальной, что в последние месяцы способствовало росту волатильности на финансовых рынках и определённой корректировке цен на активы. Несмотря на то что потребление в США в последние кварталы продолжает расти высокими темпами, поддерживая значительный экономический рост (в четвёртом квартале 2024 года зафиксирован рост экономики на 2,3%, из которых около 2,8 процентного пункта пришлось на рост личных потребительских расходов), увеличение неопределённости вокруг экономической политики несёт риски откладывания потребления и инвестиций и замедления темпов роста. Хотя общая инфляция постепенно приближается к целевому уровню, некоторые показатели базовой инфляции — включая инфляцию товаров с жёсткими ценами и рост заработной платы — остаются существенно выше цели. Одновременно торговая и фискальная политика новой администрации США несут значительные риски с точки зрения усиления инфляционного фона, что может углубить дилемму ФРС между обеспечением ценовой стабильности и полной занятости. Помимо краткосрочных инфляционных эффектов, возможное формирование более стимулирующей фискальной политики в среднесрочной перспективе несёт риски выхода государственного долга на более высокую траекторию и повышения нейтральной процентной ставки. Это может повлиять как на будущий курс политики ФРС, так и на долгосрочные процентные ставки и потоки капитала в странах с формирующимися рынками. Указанные процессы продолжают создавать трудности для монетарных органов с точки зрения окончательного приближения инфляции к цели и обеспечения приверженности ценовой стабильности.

Европейский центральный банк в марте 2025 года вновь снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов — до 2,65%. После временного ускорения в 2024 году, обусловленного факторами внешнего спроса, экономический рост в начале года в целом остаётся низким, а перспективы и структура роста — особенно в промышленности — вызывают обеспокоенность. Общая инфляция снижается за счёт ослабления инфляции товаров, тогда как инфляция услуг остаётся высокой, отражая углубляющуюся поляризацию между различными секторами экономики. Это создаёт серьёзный вызов для скорости корректировки политики ЕЦБ и достижения инфляционной цели.

Риски сохранения слабого внутреннего спроса в еврозоне и Китае, а также неопределённость в отношении направлений экономической политики и геополитических процессов остаются ключевыми факторами, формирующими перспективы более низких темпов роста мировой экономики.

В России экономический рост сохраняется на высоком уровне, чему продолжают способствовать как стимулирующая фискальная политика, так и значительный рост частных расходов. В таких условиях усиление конкуренции за рабочую силу между военной промышленностью и частным сектором — на фоне напряжённой ситуации на рынке труда — может привести к усилению инфляционных рисков. В этом контексте, несмотря на существенное ужесточение денежно-кредитных условий со стороны Банка России, значимого прогресса в снижении инфляции пока не наблюдается. С другой стороны, более жёсткие и точечные западные санкции в условиях значительного ужесточения монетарных условий несут определённые риски для среднесрочных перспектив российской экономики. Одновременно возросла вероятность скорого урегулирования российско-украинского конфликта, что создаёт преимущественно восходящие риски для краткосрочного и среднесрочного экономического роста.

На мировых товарно-сырьевых рынках цены на продовольственные товары в последние месяцы стабилизировались, сформировавшись на уровнях выше прошлогодних. Тем не менее сохраняется значительная неопределённость относительно среднесрочных перспектив развития сырьевых рынков. Обострение геополитической напряжённости на Ближнем Востоке продолжает нести риски возможного роста цен на нефть и волатильности, а также потенциальных нарушений глобальных производственно-логистических цепочек. С другой стороны, дальнейшее ослабление мирового спроса может привести к формированию понижательного ценового давления.